Лукашенко включил в состав Белоруссии Смоленскую, Псковскую и Брянскую области
Класс
Google+
Белоруссия не боится, что Россия заберёт себе какую-то часть белорусской территории. Об этом заявил 17 октября президент Белоруссии Александр Лукашенко в ходе пресс-конференции для российских региональных СМИ.
По его словам, скорее Москве нужно опасаться за статус Смоленской, Брянской и Псковской областей, потому что они ранее «находились в составе Белоруссии, поэтому придётся делиться». Впрочем, как сообщает telegraph.by, Лукашенко отметил, что Белоруссия не имеет никаких территориальных претензий к России.
ИА REGNUM напоминает, что территории трёх вышеозначенных областей России никогда не имели никакого отношения к белорусскому государству. До образования БССР такого политического субъекта, как «Белоруссия», никогда не существовало. Отдельные части Смоленщины и Брянщины в XIV — XVI вв входили в состав Великого княжества Литовского и Речи Посполитой (равно как и ряд других земель, ныне входящих в состав современной Литвы, Польши, России, Украины, Белоруссии и других государств). После событий 1917 года часть бывшей Смоленской губернии Российской империи на некоторое время была административно включена в состав Белорусской ССР, однако вскоре она была переведена под юрисдикцию РСФСР. Что касается территории нынешней Псковской области, то некоторые её исторические части (к примеру, Невельский уезд) одно время входили в состав Витебской губернии Российской империи (территория которой ныне принадлежит современной Республике Беларусь), и этим историко-политическая связь Псковщины с современной Белоруссией и исчерпывается.
Напомним также, особенности исторической политики современного Минска таковы, что белорусский официоз объявляет белорусским наследием всё, что относилось к эпохе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой на современной белорусской территории. В частности, польско-литовское дворянство, подвергавшее коренное белорусское население жесточайшей эксплуатации и дискриминации, также объявляется «белорусским». При этом никаких примеров специфической «белорусской государственности» до 1991 года в истории нет.
Лукашенко записал в состав Белоруссии Смоленск, Псков и Брянск))
октябрь :
#171 Я говорю часто #8212 отдайте нам Калининградскую область. Мы каждый гектар, каждую сотку земли там распашем и сделаем из нее цветущий край#187 , #8212 приводит агентство слова белорусского президента, сказанные им в ходе пресс-конференции для российских СМИ в Минске. Глава республики подчеркнул, что не претендует на то, чтобы завтра забрать Калининград. #171 Но если можно было бы #8212 то с удовольствием#187 , #8212 отметил он.
октябрь :
Белоруссия не боится, что Россия заберёт себе какую-то часть белорусской территории. Об этом заявил 17 октября президент Белоруссии Александр Лукашенко в ходе пресс-конференции для российских региональных СМИ.
По его словам, скорее Москве нужно опасаться за статус Смоленской, Брянской и Псковской областей, потому что они ранее #171 находились в составе Белоруссии, поэтому придётся делиться#187 . Впрочем, как сообщает telegraph.by, Лукашенко отметил, что Белоруссия не имеет никаких территориальных претензий к России.
ИА REGNUM напоминает, что территории трёх вышеозначенных областей России никогда не имели никакого отношения к белорусскому государству. До образования БССР такого политического субъекта, как #171 Белоруссия#187 , никогда не существовало. Отдельные части Смоленщины и Брянщины в XIV #8212 XVI вв входили в состав Великого княжества Литовского и Речи Посполитой (равно как и ряд других земель, ныне входящих в состав современной Литвы, Польши, России, Украины, Белоруссии и других государств). После событий 1917 года часть бывшей Смоленской губернии Российской империи на некоторое время была административно включена в состав Белорусской ССР, однако вскоре она была переведена под юрисдикцию РСФСР. Что касается территории нынешней Псковской области, то некоторые её исторические части (к примеру, Невельский уезд) одно время входили в состав Витебской губернии Российской империи (территория которой ныне принадлежит современной Республике Беларусь), и этим историко-политическая связь Псковщины с современной Белоруссией и исчерпывается.
Напомним также, особенности исторической политики современного Минска таковы, что белорусский официоз объявляет белорусским наследием всё, что относилось к эпохе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой на современной белорусской территории. В частности, польско-литовское дворянство, подвергавшее коренное белорусское население жесточайшей эксплуатации и дискриминации, также объявляется #171 белорусским#187 . При этом никаких примеров специфической #171 белорусской государственности#187 до 1991 года в истории нет.
Лукашенко продолжает веселить. И, что интересно, у него находятся поклонники. Порой людям кажется, что Белоруссия - это Россия #8470 2 , но в которой нет коррупции и преступности, олигархов и бандит, где всем русским будет хорошо. Поэтому идеи Лукашенко по присоединению российских территорий многим не кажутся безумством. Стоило бы напомнить этим людям, что сто лет назад и Украина была русской страной. Даже более русской, чем Белоруссия сейчас. Поэтому совершенно пассивно воспринимали переход в состав Украины жители сначала Одессы и всей Новороссии, а в 1954 году и жители Крыма. Никакой русофобии не было, и предположить сегодняшних событий никто не мог. Поэтому не нужно считать безумством, что через столетие Белоруссия будет главным врагом России. Врагом с российскими территориями. Это лишь предположение. Возможно, всё будет иначе. Но предположение это безумством считать не нужно.
Теперь насчёт того, насколько вообще оправданы идеи экономического процветания каких-либо российских территорий в случае их передачи Белоруссии. Оправданы они лишь той политикой, которую проводит Путин в отношении соседней страны. Заключается она в огромных дотациях со стороны России в обмен на пророссийскую политику. Дотациях на миллиарды долларов ежегодно! Если бы всем тем территориям, на которые намекает Лукашенко, давать каждые год сопоставимые суммы, даже при российском уровне коррупции результаты были бы впечатляющими. Фактически, белорусская экономика держится за счёт геополитического шантажа, осуществляемого Лукашенко. Такой шантаж возможен лишь благодаря статусу Республики Беларусь как независимого государства. И оттого идиотизмом было бы думать, что однажды допустив создание шантажируемого своей независимостью белорусского государства, российские правители позволят усугубить ситуацию, увеличив за российский счёт территорию Белоруссии.
Касательно самих претензий.
1. Калининградская область
Глава республики подчеркнул, что не претендует на то, чтобы завтра забрать Калининград. #171 Но если можно было бы #8212 то с удовольствием#187 , #8212 отметил он [Лукашенко].
Конечно можно, Александр Григорьевич! Законы Российской Федерации на Вашей стороне. Они разрешают вхождение частично или полностью одного субъекта федерации в состав другого. Поэтому как только Республика Беларусь станет субъектом федерации, можете смело приступать к подготовке референдумов об объединении с Калининградской областью.
2. Смоленская область
Как уже отметила редакция Regnum:
После событий 1917 года часть бывшей Смоленской губернии Российской империи на некоторое время была административно включена в состав Белорусской ССР, однако вскоре она была переведена под юрисдикцию РСФСР.
Однако, кое-что редакторы Regnum позабыли упомянуть. Территория Смоленской губернии, которая действительно некоторое время входила в состав Белорусской ССР, не была исключена из состава РСФСР. Дело в том, что БССР, в 1922 году ставшая одной из государств-основательниц СССР, не всегда была независимым государством. Провозглашённая 1 января 1919 года БССР действительно включала в себя Смоленскую губернию. Но провозглашена эта республика была в состава России. И границы её были весьма расплывчаты и отражали пожелания местных партийных руководителей. В состав БССР, как заявили её основатели, входили Минская, Смоленская, Могилёвская, Витебская и Гродненская губернии. А в дальнейшем намеревались присоединить и соседние территории. Вот только, как говориться, мечтай в одну руку - сри в другую, и смотри какая быстрей заполнится. Потому и БССР в этих бредовых границах просуществовала пару недель, а уже 16 января 1919 года территории Витебской, Смоленской и Могилёвской губерний были исключены из состава новой республики и вновь стали подчинены напрямую России. Независимость же БССР была провозглашена еще через пару недель - 31 января. Поэтому никакой Смоленской губернии, входящей в отдельное от России белорусское государство, не было. В дальнейшем Белоруссию попытались объединить с Литвой, но у поляков были другие планы, и под окончание советско-польской войны в составе БССР остались только несколько уездов бывшей Минской губернии. В таком виде БССР и вошла в состав СССР. Что интересно, именно в таких границах БССР наиболее точно соответствовала территории исторической Белой Руси.
3. Брянская область
Брянск никогда не входил в состав Белоруссии ни в каком виде. Однако, западная часть Брянской области в царское время входила в состав Черниговской губернии (Северщина). Несмотря на то, что эта территория не входила в состав Украины на момент воссоединения Украины с Россией в 1654 году, царское административное деление позволило украинской Центральной Раде претендовать на Северщину. Поэтому и после создания Украинской Советской Республики в составе России Северщина осталась в её составе. 10 марта 1919 года УСР была провозглашено независимой Украинской ССР, а уже 26 апреля Северщина передана из состава УССР и вошла в состав РСФСР. Как видим, Северщина входила в состав России, затем - Украины, затем - опять России. Белоруссия тут осталась не у дел. Откуда тогда Лукашенко вспомнил Брянскую область? Дело в том, что в январе 1919 года (вот в те две недели, когда территорию Белоруссии без того раздули до необычайных размеров) её правительство успело предъявить претензии ещё на ряд территорий, в том числе и на несколько уездов Черниговской губернии.
4. Псковская губерния
Видимо, тут речь идёт о том, что написано в статье у Regnum, т.е. о тех территориях, которые входили в состав Витебской губернии, а теперь стали частью Псковской области. Учитывая всё вышесказанное, у России гораздо больше прав на бывшую Витебскую губернию, чем у белорусов прав на те крохи этой русской земли, которые теперь пребывают в составе Псковской области.
И по поводу территориальных претензий вообще. Политика России, на мой взгляд правильная. Она заключается в том, что некогда пребывание территорий в составе России - это не повод их включать в состав России. Но подарки русских территорий не должны восприниматься постсоветскими государствами как право творить там всё, что заблагорассудится. Вам сделали подарок, относитесь с уважением как к подарку (населению территорий), так и к стране, которая этот подарок сделала. Признание независимости Южной Осетии и Абхазии - это жест того, что Россия никому ничего не должна, в чатсности, не обязана обеспечивать территориальную целостность никаких постсоветских государств. То, что произошло в Крыму - это показательная акция того, что бывает, когда российские подарки не оценивают. То, что произошло на Донбассе - это реакция России на экономический сепаратизм, который наша страна не поддерживает, без отказа от украинской самоидентификации. И то, что сейчас показывают людей на подконтрольных Бандеро-окраине территориях, которые высказываются в духе: нам всё равно с Россией или с Украиной - лишь бы пенсии платили , это как раз признак того, что такие люди не достойны того, чтобы Россия им помогала. И разгоревшаяся война - это лишь последствия безумной политики властей Киева, которые сами себе создали врагов из людей, которые стараниями большевиков за 70 лет только-только стали украинцами.
ИСТОРИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА РОССИЙСКО-БЕЛОРУССКОГО ПОГРАНИЧЬЯ
Российско-белорусское пограничье в этнокультурном плане представляет собой территорию контактов двух родственных народов и языков — русского и белорусского. Культурные формы этой этноконтактной зоны являются переходными и смешанными. Этнокультурные границы территории размыты, что в значительной степени является следствием сложной политической истории региона, неоднократного изменения государственных и административных границ. В географическом отношении к российско-белорусскому пограничью относится Поозерье (северные районы Витебской области Белоруссии и южные районы Псковской области России), Верхнее Поднепровье (восточные районы Витебской и Могилевской областей Белоруссии и Смоленская область России) и Восточное Полесье (восточные районы Гомельской области Белоруссии и Брянская область России).
В древности территория современного российско-белорусского пограничья входила в состав единого государства — Киевской Руси. В период средневековья территория современного российско-белорусского пограничья входила в состав Полоцкой, Смоленской и Брянской земель (княжеств).
Через Полоцкую землю по Западной Двине проходил важный путь в Западную Европу. В Полоцке, богатом торговом центре существовало городское вече. В летописи упоминаются также «братчины», боровшиеся с князьями. Княжеская власть была относительно слабой. В результате полоцкая земля распалась на ряд уделов во главе с городами: Минск, Витебск, Друцк, Изяславль, Стрежев и др. В начале ХIV в. эти земли (в том числе территории современного российско-белорусского пограничья) вошли в состав Великого княжества Литовского (ВКЛ).
В 30-х гг. ХII в. в верхнем течении Днепра формируется Смоленское княжество. Смоленск имел важное торговое значение. Через этот город проходили магистральные пути в Западную Европу и Византию. Путь вверх по Днепру завершался в Смоленске, и далее через систему волоков можно было выходит и на Западную Двину, и на Ловать. Со второй половины ХIV в. Смоленское княжество ведет борьбу с Великим княжеством Литовским, долго сохраняя при этом свою самостоятельность. В 1404 г. Смоленская земля вошла в состав ВКЛ. Смоленск и территории бывшего Смоленского княжества окончательно вошли в состав России по Андрусовскому перемирью 1667 г.
Брянское княжество основано в 1246 г. В конце XIII – начале XIV вв. Брянское княжество вело постоянные войны со Смоленском и Литвой. В 1356 г. княжество было завоевано Ольгердом и вошло в состав ВКЛ. В составе ВКЛ Брянская земля управлялась вассальными князьями и наместниками. В 1500 г. Брянск был взят русскими войсками и вошел в состав Московского государства.
На протяжении ХV – ХVII вв. за пограничные территории велась постоянная борьба между ВКЛ (с ХVI в. — Речью Посполитой) и Московским государством. В результате военных действий эти земли неоднократно переходили из одного государства в другое. В ходе многолетней борьбы за пограничные территории происходили масштабные переселения больших групп людей. Так, многие семье мещан и шляхты из белорусских городов и местечек, отошедших в состав России, переселяли в Москву и другие российские земли. И, наоборот, в белорусские приграничные города, переселялись жители из внутренних районов Московского государства. В результате усиливалось смешение населения на этой территории, на изначальную этнокультурную общность наслаивались новые взаимодействия и взаимовлияния двух культур — русской и белорусской.
Нахождение территорий русско-белорусского пограничья в составе Речи Посполитой не означало прекращение разнообразных контактов с Россией. Так, несмотря на наличие государственно-политической границы сохранялись и со временем усиливались торгово-экономические связи пограничных территорий с российскими землями. Так, известный российский историк В.И. Пичета писал о территориях бассейна Двины: «Все Подвинье в ХVIII веке было связано тесными экономическими узами с русской империей, откуда получались сермяжное сукно, готовые сермяки, тулупы овчинные, рукавицы, полотно, мыло, звериные шкурки. Развившаяся торговля по Двине ставила Белоруссию в экономическую зависимость от Москвы». Принадлежность России Ливонии с Ригой были дополнительным важным фактором российской торгово-экономической экспансии в отношении русско-белорусского Поозерья.
В 1772 г. в результате первого раздела Речи Посполитой северо-восточные белорусские земли и западная часть Смоленщины были окончательно присоединены к России, образовав Псковскую (в южной ее части), Витебскую, Могилевскую, Смоленскую губернии России. В этноконфессиональном отношении присоединенные земли отличались крайней пестротой. Посетив в 1780 г. вошедшие в состав России белорусские приграничные территории, Екатерина II выразила удивление царящему там «Вавилонскому столпотворению» — там «сплошь да рядом обитают православные, католики, униаты, евреи, русские, поляки, чухонцы, немцы, курляндцы» (цит. по: Борисенок Ю.А. Белорусско-русское пограничье в условиях российской империи (вторая половина XVIII – первая половина XIX вв.) // Вопросы истории. 2003. № 3. С. 119)
В первое десятилетии после революции 1917 в ходе национально-государственного строительства пограничные территории неоднократно переводились из России в Белоруссию и наоборот. Стабилизация административных границ произошла лишь во второй половине 1920-х годов. Наличие административных границ между РСФСР и БССР в составе СССР не было препятствием к развитию разнообразных гуманитарных и экономических связей.
В 1991 г. в результате распада СССР и образования на его территории самостоятельных государств административная граница между Россией и Белоруссией стала государственной границей. Несмотря на увеличение барьеров (политических, экономических, культурных), в приграничных территориях, как показывают современные исследования, сохраняется взаимное стремление жителей, предприятий и органов местного самоуправления к поддержанию тесных трансграничных связей (Белорусско-русское пограничье. Этнологическое исследование. М. 2005).
В материальной и духовной культуре жителей российско-белорусского пограничья наблюдается большое сходство. Это, например, отчетливо выражается в традициях питании населения (состав и названия блюд, приемы приготовления), которые носят не этнический, а региональный характер. Сходные черты наблюдаются также в системе расселения, в культуре строительства традиционных жилых и хозяйственных построек, планировке усадебного комплекса. Так, например, тип белорусского жилища и планировки двора распространен также и в южных районах Псковской области. Общим древним типом поселения на территории русско-белорусского пограничья было поселение с гнездовой структурой. Дольше эта гнездовая планировка сохранялась в российских приграничных регионах, а также в Белорусских Поозерье (Белорусско-русское пограничье. Этнологическое исследование. М. 2005).
В конфессиональном отношении белорусов и русских пограничья объединяет православие. Оно оказало заметное влияние на формирование самосознания и культурных особенностей местного населения. В то же время с периода средневековья здесь больше влияние приобрели и другие христианские и нехристианские вероисповедания и их течения — католичество, униатство, протестантизм, старообрядчество (поповщина и беспоповщина), иудаизм.
Исторически наиболее древняя конфессия на исследуемой территории — православие. Крупнейшие организационные и духовные центры православия располагались в Полоцке (Полоцкая епархия с 992 г.), Смоленск (Смоленская епархия с начала ХII в.), Брянск (центр православия юго-запада Руси во второй половине ХIII – ХIV вв.). До конца ХVI в. на территории ВКЛ православие — «русская вера» — оставалось наиболее влиятельной конфессией. Православная церковь играла важную консолидирующую роль для славянского населения ВКЛ и соседних земель.
Влияние католичество на рассматриваемых территориях значительно усилилось после образования Речи Посполитой (1569 г.). Активными его проводниками были католические ордена иезуитов, доминиканцев, бернардинцев и др. Ордена основывали монастыри — в том числе, и на приграничных территориях. Доля католиков особенно существенно выросла в среде магнатов и шляхты. Влияние католичества сохранялось и после вхождения территории российско-белорусского пограничья в состав Российской Империи.
Межконфессиональные отношения в период ВКЛ, Речи Посполитой, Российской империи демонстрируют примеры как жесткого противостояния, так и относительного мирного, толерантного сосуществования. Так, в частности, Статут Речи Посполитой 1588 г. законодательно закреплял веротерпимость и свободу вероисповедания.
Конфессиональная структура пограничья претерпела существенные изменения после заключения Брестской унии между православной и католической церквями в 1596 г. В соответствии с унией появлялась новая униатская (греко-католическая) церковь. Переход населения в униатство происходил непросто. При поддержке королевской власти Речи Посполитой, магнатов, высшего католического духовенства униатская церковь вела активное наступление на православие. Православные епархии превращались в униатские, православные прихожане обращались в униатство. Так, значительное количество униатов появилось в гг. Смоленске, Себеже, Невеле, Усвятах и др.
В то же время на территориях современного российско-белорусского пограничья проявился особенно сильный протест населения против обращения в униатство. Важную роль в сохранении православия на приграничных территориях сыграли православные братства, представлявшие собой самоуправляющиеся общины при православных церквях и монастырях. Члены братств вели просветительскую работу, организовывали школьное обучение, занимались книгоизданием, проповедовали, опекали бедных и больных.
Униатство, как и католичество, долгое время сохранялось и после присоединения рассматриваемых территории к Российской империи. Со стороны российского правительства продолжалась в какой-то мере поддержка католической и униатской церквей. Так, в 1773 г. Екатерина II учредила римско-католическое епископство с центром в г. Могилеве. Но тем не менее основным направлением конфессиональной политики российского государства было постепенное укрепление позиций православной церкви. Особенно эта политика усилилась после восстания 1830–1831 гг. в котором активное участие приняли, в частности, представители католических орденов. В 1839 г. в Полоцке был подписан Соборный Акт об упразднении унии и «воссоединении церкви униатской с православной». Официально униатская церковь перестала существовать, однако в реальности многие религиозные практики, которые местные жители связывали с «польской верой», продолжали широко бытовать.
Евреи-иудеи расселялись на территории современного российско-белорусского пограничья начиная с ХVI в. Евреи селились преимущественно в городах, пригородах и местечках ВКЛ. Значительный процент еврейского населения (в некоторых — до половины всех горожан) вплоть до середины ХХ в. проживал в таких городах русского приграничья как Себеж, Невель, Велиж, Новозыбков и др. Еврейское население играло важную роль в хозяйственно-экономической и культурной жизни городов приграничья.
По данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. на территории современного российско-белорусского пограничья были распространены четыре основные конфессии — православие, католичество, старообрядчество и иудаизм. Большинство жителей было православными. В Витебской губ. их доля составляла 55% (в тот период в состав губернии входили три уезда Латгалии), в Могилевской — 83%, в Смоленской — 97%. Католичество в Витебской губернии исповедовало 24% населения, протестантизм — 3%, старообрядчество — 6%, иудаизм — 12% в Могилевской губ. — 3% католиков, 12% иудеев в Смоленской губ. — католиков менее 1%, иудеев также менее 1%.
Издания:
Архангельский Б.Д. Южные уезды Псковской губ. и БССР // Советское строительство. № 10, 1926. С. 200-214.
Борисенок Ю.А. Белорусско-русское пограничье в условиях российской империи (вторая половина XVIII – первая половина XIX вв.) // Вопросы истории. 2003. № 3. С. 116–122.
Белорусско-русское пограничье. Этнологическое исследование: Монография / Отв. ред. Р.А. Григорьева, М.Ю. Мартынова. М. 2005. 378 с.
Географическое, сельскохозяйственное и этнографическое описание Себежского и Невельского уездов // Памятная книжка Витебской губернии на 1888 год. Витебск. 1888.
Добровольский В.Н. Смоленский этнографический сборник. СПб. 1893 М. 1894 М. 1903.
Зорин Н. Вопрос об этнографическом составе населения Невельского уезда в связи с диалектичекими особенностями местного говора, с данными истории местного края и экономическими центрами его тяготения // Познай свой край. Вып. III. Псков. 1927. С. 33-61.
Лебедева Н.И. Народный быт в верховьях Десны и верховьях Оки. Ч. 1. М. 1927.
Максимов С.В. Белорусская Смоленщина с соседями // Живописная Россия. Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении / Под ред. П.П. Семенова. Т. III. Часть 2. СПб. М. 1882.
Цебриков, М.М. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба / М. Цебриков // Смоленская губерния Т. 21. СПб. 1862. 405 с.
Архивные источники:
Иллюстрации:
Вид г. Смоленска с колокольни Петропавловской церкви. Фотограф — Покрышкин. 1909 г. Источник: Научный архив ИИМК РАН. Фотоотдел. № 0320 / 297
Торговые ряды в г. Новозыбкове. Фотограф — В. Пещанский. 1916 г. Источник: Научный архив ИИМК РАН. Фотоотдел. № О.403 / 1799
Город Себеж Псковской обл. Часовня Петра и Павла. Источник. Архив кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Псковский отряд, 2004 г. Фотоколлекция.
Город Себеж Псковской обл. Вид на город с Петровской горы. Видна колокольня Собора Рождества Христова (сам Собор разрушен) и купола храма Святой Троицы. Источник. Архив кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Псковский отряд, 2004 г. Фотоколлекция.
Город Себеж Псковской обл. Православный храм Святой Троицы, бывший католический костел (построен в ХVII в.). Источник. Архив кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Псковский отряд, 2004 г. Фотоколлекция.
Город Себеж Псковской обл. Вид с Замковой горы на жилые дома и озеро Себежское. Источник. Архив кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Псковский отряд, 2004 г. Фотоколлекция.
Город Себеж Псковской обл. Дом, сложенный из каменных валунов. Источник. Архив кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Псковский отряд, 2004 г. Фотоколлекция.
Город Себеж Псковской обл. Кирпичный двухэтажный дом, принадлежавший купцу Селюгину (ХIХ в.). Источник. Архив кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Псковский отряд, 2004 г. Фотоколлекция.
Город Себеж Псковской обл. Двухэтажный дом. Первый этаж сложен из каменных валунов и кирпича, второй этаж — деревянный. Источник. Архив кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Псковский отряд, 2004 г. Фотоколлекция.
Город Себеж Псковской обл. Дом с фундаментом из каменных валунов. Источник. Архив кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Псковский отряд, 2004 г. Фотоколлекция.
Город Себеж Псковской обл. Себежский краеведческий музей. Ткацкий стан. Источник. Архив кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Псковский отряд, 2004 г. Фотоколлекция.
Город Себеж Псковской обл. Себежский краеведческий музей. Сундук для приданого невесты. Источник. Архив кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Псковский отряд, 2004 г. Фотоколлекция.
Город Себеж Псковской обл. Святой источник и часовня современной постройки при нем (часовня построена на месте старой дореволюционной часовни, разрушенной в советский период). Источник. Архив кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Псковский отряд, 2004 г. Фотоколлекция.
Город Себеж Псковской обл. Жилой дом и усадьба. Источник. Архив кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Псковский отряд, 2004 г. Фотоколлекция.
Город Себеж Псковской обл. Вид города с колокольни Собора Рождества Христова. Источник. Архив кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Псковский отряд, 2004 г. Фотоколлекция.
Город Себеж Псковской обл. Колокольня Собора Рождества Христова (строительство — 1841–1864 гг.) От архитектурного ансамбля Собора сохранился только трехъярусный объем колокольни под шатровой крышей. Источник. Архив кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Псковский отряд, 2004 г. Фотоколлекция.
Глиняный жбан, оплетенный берестой (школьный музей быта, д. Новохованск Невельского р-на Псковской обл.). Источник. Архив кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Невельский отряд, 2005 г. Фотоколлекция.
Усадьба в д. Новохованск Невельского р-на Псковской обл. Источник. Архив кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Невельский отряд, 2005 г. Фотоколлекция.
Двор в д. Новохованск Невельского р-на Псковской обл. Источник. Архив кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Невельский отряд, 2005 г. Фотоколлекция.
Соха из этнографической экспозиции в краеведческом музее г. Невеля Псковской обл. Источник. Архив кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Невельский отряд, 2005 г. Фотоколлекция.
Усадьба в д. Новохованск Невельского р-на Псковской обл. Источник. Архив кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Невельский отряд, 2005 г. Фотоколлекция.
Дом доколхозной постройки, состоящий из двух хат через сени (д. Топоры Невельского р-на Псковской обл.). Источник. Архив кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Невельский отряд, 2005 г. Фотоколлекция.
Достраиваемая церковь на окраине д. Стуколово Голубоозерской вол. Невельского р-на Псковской обл. Источник. Архив кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Невельский отряд, 2005 г. Фотоколлекция.
Русская печь в доме 1917 г. постройки (д. Чижевчина Голубоозерской вол. Невельского р-на Псковской обл.). Источник. Архив кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Невельский отряд, 2005 г. Фотоколлекция.
Сеянка — корзина для посевного зерна, используемая при ручном севе (из этнографической экспозиции музея совхоза «Пореченский» в д. Борки Борковской вол. Великолукского р-на Псковской обл.). Источник. Архив кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ. Невельский отряд, 2005 г. Фотоколлекция.