С #8220 Лейкой#8221 и блокнотом, а то и с пулеметом,
Сквозь огонь и стужу мы пpошли.
Строки #8220 Песни военных корреспондентов#8221 на стихи К.Симонова, музыку М.Блантера стали негласным девизом многих автопутешественников, которые избрали трассу М-1, в международной классификации Е-30, основной дорогой на Берлин в разные уголки Европы.
Слава Богу, пулемёт уже не нужен, #8220 Лейку#8221 в нашем частном случае заменили два #8220 Кэнона#8221 . Без блокнота Бортжурналистка не представляет себе ни одного, даже самого короткого путешествия. #8220 Запишите в ваши книжечки, господа#8221 #8211 часто подтрунивает над ней Начальник Экспедиции, цитируя #8220 Одноэтажную Америку#8221 И.Ильфа и Е.Петрова. Корифеи конференции #8220 Отдых и путешествия#8221 форума авто.ру поморщят нос: #8220 М-1? А что про неё писать? Тупо едешь прямо. Пустая, примитивная, обычная дорога#8221 . Тем более, что отличная статья #8220 Из Москвы в Германию на машине#8221 про эту дорогу уже есть на сайте нашего друга. Но с тех пор многое изменилось, и ради тех путешественников, которым только предстоит осваивать М-1, открываем вожделенную записную книжечку с путевыми заметками Бортжурналистки и отправляемся по Минке, как в народе называют эту трассу. Для истории уточним, что представляем подробный фотоотчёт о трассе М-1 по состоянию на 27 марта года.
Выходим на Кутузовский почти от самого нулевого километра и Начальник Экспедиции замечает: #8220 Теперь до Бреста #8211 по прямой#8221 !
Выехать нужно чем раньше, тем лучше по многим причинам. В -м и, боюсь, что в следующем году тоже, по причине реконструкции Минского шоссе в районе от Рябиновой улицы до улицы Кубинки. Там строят новую эстакаду со всеми вытекающими. Последствия строительства мы испытали по возвращении. В ночь не выезжаем, с перегоном Москва-Брест и немного дальше справляемся за один световой (иногда полутёмный) день. В означенный день выехали в 5 часов 15 минут. Ранним утром толкучки на трассе нет.
Не сказать, чтобы Москва спит. Машин довольно много, причём грузовики и #8220 газели#8221 едут исключительно в левых рядах!
Люди мы свободной профессии и от суббот-воскресений-национальных праздников не зависим. Поэтому, при планировании путешествия у нас есть возможность всегда учитывать один важный фактор #8211 день недели старта и возвращения. Упаси вас Бог выезжать летом в субботу утром или накануне длинных праздников (майских, Победы, дня непонятной независимости, ноябрьских, новогодних и пр.), а возвращаться в воскресенье вечером #8211 попадёте в #8220 исход#8221 , угробите силы, время и нервы. Поэтому, при бронировании первой (и последней) гостиницы в путешествии всегда смотрим на календарь. О случаях из серии #8220 сам дурак#8221 , когда нам пришлось стоять на границе 5 часов (#8220 Здравствуй, #8230 . Новый год #8220 ), 7 часов (#8220 Из Гданьска на юго-восток#8221 ) и дёргаться в воскресенье вечером при въезде в Москву (#8220 Польско-литовское путешествие#8221 ) мы рассказывали и, увы, научились, как дураки, на своих ошибках.
За разговорами начало светать.
Едем чуть больше часа, за бортом #8211 минус три, средняя скорость 85 км/ч, расход топлива #8211 6,7 литра. В этот раз мы выехали почти с полным баком, время на заправку не теряем. Дорожное покрытие близко к хорошему, трасса четырёхполосная, но отбойника на ней нет, соответственно, нет статуса автострады, разрешённая скорость #8211 90 км/ч, идём с небольшим превышением. Трасса контролируется и фоторадарами, и инспекторами ДПС. По пути встречаются памятники, скульптурные композиции, в основном #8211 военные. В следующий раз непременно поставлю себе цель обозначить все памятные места на трассе, сейчас больше остановимся на других знаковых местах. Первое из них #8211 исток Москва-реки. Находится примерно в 150 км от Москвы. Обычно, проходим его ещё в сумерках, на этот раз #8211 почти рассвело. Средняя скорость выросла до 91 км, как следствие увеличивается расход топлива до 7 литров. От истока до границы со Смоленской областью #8211 рукой подать и в 7 часов, через 1.45 пути мы въезжаем в сопредельную область. В Смоленской губернии машин совсем ещё мало, рабочий день пока не начался. Едем ещё 35 минут и мой глаз радует поворот на Тёмкино, от этой точки расстояние до Москвы и до Калуги почти одинаковое.
В Смоленской области мы обычно останавливаемся единожды, на заправке. Там же решаем и технические вопросы. Возможности остановиться отдохнуть на участке имеются, но не столь удобные, как в Белоруссии. Придорожных кафе более, чем достаточно, около них, как правило, есть небольшие площадки #8211 там можно и передохнуть. Возможность перекусить своей снедью ограничены #8211 ни тебе столиков, ни навесов. Мы об этом осведомлены и все передыхи-перекусы оставляем до Белоруссии. Но если необходимо, есть возможность съехать с трассы, как обычно, такие места заранее обозначаются знаком #8220 пьяная ёлка#8221 .
На снимке уже виден отбойник, но разрешённая скорость всё та же, следуя правилам едем дальше и пересекаем батюшку Днепр.
Мост через Днепр находится на 281-м километре, мы в пути уже три часа, средняя скорость #8211 99 км/ч. В некоторых местах разгонялись до 130 км #8211 дорога хорошая, ровная, незагруженная, машина с лёгкостью разгоняется, за разговорами едва заметили, что превышаем. Судя по знакам, нам уже совсем недалеко до границы с РБ.
Чем ближе мы подъезжаем к границе с сопредельным государством, тем больше попадается будок страхования на РБ и Европу. Об этом мы всегда заботимся загодя, выезжаем из Москвы с купленной заранее страховкой. Вот пара снимков с большими вывесками #8220 Зелёная карта#8221 на обочине.
На всём протяжении трасса контролируется фоторадарами, некоторые из них установлены весьма коварно. Например, камера в деревне Дивасы висит на переходе, даже на снимке её трудно разглядеть, на скорости, с дороги #8211 и подавно.
В этот же кадр попал ещё один #8220 офис#8221 страховой компании.
Перед границей с РБ нам нужно заправиться. В статье #8220 Путешествуем со скидками#8221 мы рассказывали о разнице в ценах на топливо. Напомним, что иногда выгоднее заправляться в Белоруссии, иногда #8211 в России. В марте года родное государство продавало горючку дешевле, чем его сосед. Чертыхаясь, льёмся на ЛУКе.
#8220 Зацем ругаеся, нацяльника?#8221 Потому что залить полный бак и заплатить за топливо с карты, по-людски в этой сети нельзя. Только с блокировкой определённой суммы. Поэтому #8220 нацальника#8221 ругался, вытаскивая наличку, горько сожалея, что проехал #8220 Shell#8221 . (На обратном пути заправлялись на #8220 Шелле#8221 , никаких проблем #8211 заправщик заливал, Начальник оплачивал картой).
Готовясь к этому посту, Бортжурналистка просмотрела уже имеющиеся статьи на тему #8220 М- 1, Москва-Брест#8221 и выяснила, что несколько лет тому назад путешественники жаловались, что заправки попадаются редко. В настоящее время такой беды не наблюдается на всём протяжении дороги. На белорусской стороне АЗС тоже прибавилось и шансы #8220 обсохнуть#8221 у Батьки заметно снизились. Причём, если у нас много разного рода #8220 рогов и копыт#8221 , которые наш экипаж игнорирует, то в Белоруссии можно заливаться почти на любой заправке без опасения хлебнуть низкокачественного топлива.
Принимаем сигналы встречных машин о засаде, наблюдаем, как патруль разбирается с #8220 лётчиками#8221 .
Следуя дорожному братству, моргаем встречным и, наконец, подкатываемся к границе РФ с РБ. Дорожный знак о весовом контроле актуален только для грузовиков.
Мы идём по своей полосе и из-за попутной машины я не успеваю снять ключевой момент перехода через границу #8211 как таковой её нет, если не считать указателя, мимо которого мы беспрепятственно проходим и оказываемся в РБ.
(Хотя, государевы люди границу контролируют. На обратном пути российский офицер нас тормознул, издалека, наверное, не разглядев номера. А когда мы с готовностью протянули ему паспорта, он даже не взглянув на них, махнул рукой: #8220 Да вы свои, проезжайте!#8221 )
ОСОБЕННОСТИ М #8211 1 В БЕЛОРУССИИ
Разрешённая скорость всё ещё 90! Но быстрее вы не поедете, сразу на въезде в сопредельное государство около полукилометра дорожное покрытие весьма посредственное, но это недолго.
Вскоре вам встретится дорожный знак #8220 Платная дорога#8221 .
Не пугайтесь, в настоящее время плата за легковые машины стран #8211 членов таможенного союза не взимается. Хотя увидеть здесь казахскую или киргизскую легковушку можно лишь по астральному стечению обстоятельств. А вот за всё, что весит больше 3,5 тонн, будьте любезны заплатить Батьке, причём весьма иезуитским способом. В будке на границе надо взять электронный девайс, положить на него денег, после чего считывающие устройства, стоящие над трассой, спишут эти денежки прямиком в казну.
Вы подкатываетесь к бывшему пункту оплаты.
И совершенно свободно минуете его. На всём пути до Бреста их будет четыре. И все четыре открыты настежь.
Кажется, первый фото-радар (по-белорусски ФОТА КАНТРОЛЬ) установлен в деревне Буда. В Буде держать скорость не выше 60-и! Там очень любят стоять ДАIцы и ловить сопредельных #8220 гонщегов#8221 .
О радаре честно предупреждает дорожный указатель жёлтого цвета. В большинстве случаев, этот знак сопровождает камеры, но часто от знака до самого радара расстояние весьма значительно.
Само устройство в Буде щёлкнуть не успела, представляю снимок некого радара на участке #8220 граница РФ-РБ #8211 Минск). Прошу заметить, что батькины устройства по контролю за скоростью всегда смотрят в спину.
В который раз читаем названия деревень и снова улыбаемся. В РБ населённые пункты обозначены на языке державы, написание некоторых из них весьма потешно.
А вот уже и скорость прибавить можно. В Белоруссии можно безболезненно идти +10 км/ч к разрешённой скорости. Но упаси Бог соваться туда с #8220 масковскими#8221 привычками #8211 в РБ +20 км/ч считается грубым нарушением правил. За повторное нарушение лишают #8220 прав#8221 . Конечно, в России их можно восстановить по #8220 утере#8221 , но в РБ вам будет #8220 путь заказан#8221 .
ПЛОЩАДКИ ОТДЫХА В БЕЛОРУССИИ НА ТРАССЕ М-1
Всё чаще попадается дорожный знак #8220 пьяная ёлка#8221 . От одной зоны отдыха до другой не более 20 км.
Из необсиженных нами, пожалуй, остались только несколько в начале Витебской области. Площадки для отдыха здесь разные. Есть просто съезды с трассы, они не оборудованы ни столиками, ни удобствами. На них, как правило, стоят фуры, водители отдыхают после долгого перегона.
На некоторых есть столики с навесом.
На большинстве же площадок есть #8220 и стол и кров#8221 . И кафе в придачу. Как правило, расположены они в некотором удалении от трассы, многие #8211 ближе к лесу. Представлю несколько снимков.
Рубли в кафе берут, правда, неохотно, но почти везде можно расплатиться картой. Мы предпочитаем останавливаться на удобных площадках, хотя почти все знакомы в той или иной степени. Одна из самых любимых парковок называется #8220 470 км#8221 .
(Заметьте, что в РБ километры считаются от Бреста).
Расположена она сразу после бывшего пункта оплаты #8220 Крупки#8221 . Есть тут и кафе,
где за 100 рублей нам сварили кофе а на сдачу выдали маленькие шоколадки. Обратите внимание, перекусить можно своей снедью, для этого перед кафе есть столы с навесами. Судя по мангалу, здесь и шашлык жарят.
Территория чистая, украшена незатейливыми композициями. Чуть в глубине стоят деревянные беседки, тоже для отдыха и перекусов.
Здесь я любовалась первыми весенними фиалками.
В овраге течёт ручей. Только с удобствами на этой площадке слабовато, наверное, они есть в кафе. Но народ у нас простой, поэтому к ручью спускаться не рекомендую, территория замусорена. Хотя, я выбрала вполне приличную точку съёмки.
Чтобы закончить с площадками для отдыха, представляю ещё одну. Называется #8211 #8220 188 км#8221 . Здесь также есть кафе и беседки.
Имеется и детский уголок.
Технические будки класса #8220 дырка в земле#8221 грамотно организованы #8211 они без дверей, по принципу #8220 улитки#8221 , поэтому #8211 хорошо проветриваются. Женский был довольно сносный и относительно чистый.
Завершая тему WC замечу, что на обратном пути мы останавливались на площадках, оборудованных туалетами с системой канализации, без унитазов, но с поддонами типа, как в Канкале на Казанском вокзале. Похоже, что в недалёком будущем на многих площадках отдыха #8220 дырки в земле#8221 заменят более или менее приличными туалетами. Нам попадались бесплатные и не просто чистые, а стерильно, кристально чистые. Огромное спасибо труженицам за чистоту!
После отдыха на 470-м км и традиционного возгласа #8220 Ж#8217 ить стало люч#8217 ше, ж#8217 ить стало вэсэлее!#8221 мы снова отправляемся в путь (время #8211 11.50). Пересекаем ещё одну реку с историческим названием #8211 Березину.
В 12.35 проезжаем восточный въезд в Минск, в дороге мы уже 7,5 часов и ещё не устали. Минуем едва ли не единственный на всём протяжении указатель о наличии достопримечательностей в РБ.
Проезжаем гостиницу #8220 Веста#8221 . Мы знаем, что многие путешественники, едущие в Европу из разных мест нашей необъятной, облюбовали #8220 Весту#8221 как промежуточную точку ночлега, слышали положительные отзывы.
А как же иначе, если цена за номер отнюдь не бюджетная.
Внимательно следим за дорожными знаками #8211 после минской объездной есть участки с ограничением скорости.
Обычно, их устанавливают в тех местах, где хуже качество дороги. А таких участков становится всё больше. И если #8220 на туда#8221 мы особенно не обратили внимание на то, что дорожное покрытие, по сравнению с прошлым и позапрошлым годами ухудшилось, то #8220 на обратно#8221 мы решили что в России, пожалуй, трасса получше. Будем надеяться, что это лишь временное явление и весной-летом дорожные службы подправят, где нужно.
Отсюда уже рукой подать до Брэсцкой вобласци
со знаменитым зубром. Смею заметить, что если в вашем фотоальбоме нет зубра, значит, вы никогда не ездили по М-1.
На этот раз зубра прошли в 13.55 #8211 в пути почти 10 часов, ещё через полчаса размялись на площадке #8220 188 км#8221 .
Позволю себе занудно напомнить почтенной публике о соблюдении правил и скоростного режима в Белоруссии. Ближе к Бресту жёлтые знаки предупреждения о радарах исчезают, а камеры вдруг возникают с завидной частотой.
Опыт общения с ними имеется, приобрели при возвращении с #8220 польско-литовского путешествия #8220 . Строги и неподкупны. И ещё беда в том, что за штраф наших денег не берут. Требуют свои. То есть инспектор изымает права. Советует заехать в ближайший(. ) город, отыскать банк, приобрести белорусские рубли, заплатить штраф и вернуться к нему с оплаченной квитанцией. И где гарантия, что у него рабочий день не закончится или он обедать не уедет? То есть в РБ Начальник Экспедиции дисциплинирован, как нигде.
Продолжаем путь и вот уже мой любимый дорожный знак, особенно радует его правая составляющая.(WC #8211 60 км)
После столь оптимистичного заявления до Бреста остаётся всего 118 км. Проходим их молча #8211 впереди граница, как ни выбираем день и час её пересечения, но действо сие прогнозируется слабо. От размышлений отвлекает большой указатель.
И растяжка.
Сразу на въезде в город обочина пестрит рекламными щитами, на всём протяжении М-1 в РБ их не было или почти не было. Порадовала одна социальная реклама с картинкой человечка с головой хрюшки и призывом: #8220 Бросив мусор на дорогу, не забудь хрюкнуть#8221 . Жаль, снять не успела. Но в Бресте уже не до посторонних снимков. Здесь надо быть внимательным, ведь это от Москвы до Бреста #8211 по прямой. Нам же нужно не в город, а на границу. Поэтому, Начальник Экспедиции следит за дорожными знаками и Бортжурналистка ему изо всех сил помогает своими дальнозоркими глазами. Первый поворот не проскочишь, на него есть очень хороший ориентир #8211 большой православный храм.
Перед ним надо повернуть налево. После того, как завидели церковь, появляется и дорожный знак: на синем фоне указатель на Варшаву #8211 налево.
Далее #8211 через мост над рекой Мухавец и вскоре знак предупреждает, что нужно повернуть ещё раз, теперь направо.
Вот и всё. Проходим Брест и упираемся в рондо. Объезжаем его и видим справа последнюю перед границей заправку, слева напротив #8211 въезд в пограничную зону. Сначала #8211 заправляемся.
Не пугайтесь, если на въезде заметите значительный хвост из польских машин на въезде на АЗС. Начальник Экспедиции быстро сообразил, что они стоят за газом и объехал очередь, за бензином никого нет. В РБ мы в этот раз заливаемся единожды, на заправках берут четыре вида валюты #8211 белорусские и наши рубли, доллары и евро. Оплата картой тоже возможна. На электронном табло через каждые несколько секунд меняется обозначение стоимости горючки в зависимости от вида валюты.
Если Вы решили переходить границу в Бресте. то вам #8211 сюда.
Нам же в этот раз выгоднее переходить в Домачево. Это около 40 километров южнее. После заправки возвращаемся на рондо и внимательно следим за указателями.
(Был грех, в путешествии #8220 Новый год в Европе или..#8221 в темноте проскочили поворот и бодро ехали по направлению к украинской границе. В результате #8211 минут 40 #8211 псу под хвост). Преодолев последние десятки километров по довольно трясучей двухполоске упираемся в погранпункт. Имейте ввиду, что если идёте в Домачево, у границы в Бресте заливаться совсем не обязательно. На пути встретятся ещё как минимум две заправки. Одна #8211 перед поворотом на Домачево, другая #8211 перед границей .