Сат-Ок по-индейски значит Длинное Перо . Это имя маленький индейский мальчик - ути - завоевал в жестокой схватке с могучим орлом. А еще он был сыном вождя индейского племени шеванезов и польской революционерки.
В 70-е годы мальчишки зачитывались его автобиографическими книгами Земля Соленых Скал , Таинственные следы , Белый мустанг , Сыновья Великого орла , Свой среди чужих .
Прежде всего они притягивали тем, что человек рассказывал о себе, сам был мальчишкой в тот период, о котором писал, и все это было рядом, еще несколько десятилетий назад. А настоящий индеец жил в соседней Польше и даже мог приехать к нам в гости. За книгами Сат-Ока выстраивались очереди в детских бибилиотеках. А диафильм о приключениях маленького индейца и его матери в Канаде и в Польше стал большим дефицитом
Сейчас его книги, к сожалению, можно найти только в букинистических магазинах или в электронном виде. Сат-Ока почему-то перестали издавать в России. Но для любителей жанра он остается настоящей легендой. А в его жизни там много тайн и загадок, недомолвок и настоящих подвигов, что он и сам, похоже, не всегда знал, где вымысел, а где правда. Жаль, что его судьба пока не заинтересовала кинорежиссеров. Фильм мог бы получится захватывающим и необычным.
Многое Сат-Ок не рассказывал в своих книгах Это было опасно, да и никто бы такое не напечатал. Но теперь, по прошествии стольких лет, его судьба только начинает нам открываться.
Осенью 1908 года отряд охотников обитавшего в Заполярной Канаде индейского племени шеванезов наткнулся на лежавшего посреди болота белого человека.
Это была 28-летняя Станислава Суплатович, сбежавшая со своими друзьями из ссылки в Сибири и перебравшаяся на американский материк. К сожалению, все ее товарищи погибли. А сама Станислава была еле жива: обморожена, голодна, практически без сил. Да еще непривычные для индейцев белые волосы. Не мудрено, что они ее приняли за старого человека.
Старый человек стоит на дороге, ведущей к Солнцу. Он мудр, ибо знает тайны ушедших предков , - гласит первый непреложный закон индейцев. Второй звучит примерно так: Помоги попавшему в беду, тогда духи, живущие на небе и земле, не оставят тебя своей заботой .
Командовал охотниками молодой индейский вождь Высокий Орел. Он сам решил заняться незнакомцем. И каково было удивление шеванезов, когда они поняли, что перед ними женщина. Глядя на ее светлые волосы, Высокий Орел заявил: Ее имя отныне Та-Вах - Белая Тучка. Она - гость и находится под моей защитой .
Через много лет Станислава расскажет своим детям, что она родом из далекой Польши, из хорошей дворянской семьи. Но как это было обычно в то время, девушка увлеклась революционными идеями, желанием добиться свободы своей страны от Российской империи.
А потом была революция 1905 года, разгон демонстрации и долгий путь в ссылку на Чукотку. А потом побег. Мужчины оберегали свою единственную подругу-полячку, а сами гибли один за другим. Переправиться им помогли чукчи, симпатизировавшие ссыльным. До Берингова пролива добрались единицы. А встречи с индейцами, жизнь среди которых продолжалась для нее 30 лет, дождалась она одна.
Помог ей бежать, но пот ерялся в Сибири ее любимый человек — Георгий Пашковский. Через много лет сын Станиславы найдет его могилу где-то под Владикавказом, почти случайно. Станислава не знала, что ее жених погиб еще в 1918 году. В самом начале гражданской. Она никогда, ни на минуту не могла себе представить его мертвым. Твердила только: Боюсь, что Георгий забыл меня. Встретит - не узнает.
Мужем Белой Тучки стал храбрый и справедливый Высокий Орел. Затем у нее родилось трое детей. Два мальчика и девочка. Младший - Сат-Ок, первый и единственный шеванез, появившейся на свет с голубыми глазами и золотистыми, как лен, волосами.
В пять лет братья друг за другом отправились в лагерь Молодых Волков. Там малыши одни, без родителей, жили в лесной чаще под присмотром лишь строгого наставника. Питались тем, что добывали сами.
А потом от случайно попавших в лагерь охотников Белая Тучка узнала о больших перемепнах, которые произошли в мире, о Первой Мировой войне, об Октябрьской революции, независимости Польши.
И печаль поселилась в сердце Белой Тучки, оно разрывалась между семьей, новым домом и любимой родиной, которую женщина так давно не видела.
Высокий Орел был мудрым человеком. Он прекрасно понимал, что происходит с женой. И сам предложил ей съездить в Польшу, чтобы самой узнать, что стало с ее страной. И в возрасте 50 лет все-таки вернулась. Вместе с ней поехал и 16-летний Сат-Ок - Длинное Перо, охотник, чьи стрелы всегда достигают цели . Вскоре эти стрелы ему понадобились.
Станислава выбрала не самое лучшее время для возвращения. 1937 год. В стране экономический кризис. Со дня на день ожидалось вторжение фашистской Германии.
Для мальчика вообще все увиденное было потрясением. Мертвая земля, мертвые деревья, железные и каменные ловушки, куда попадают люди. Для охотника здесь нет доброй добычи - так он воспринял Европу. Но ради мамы юноша был готов на все. Так его воспитали индейцы..
Станислава сразу устроила мальчика в школу. За два года он смог получить начальное образование, несмотря на насмешки ребят, которые были гораздо младше.
После оккупации молодого индейца, как расово нечистого, арестовало гестапо. Он попал в тюрьму. Религиозные обычаи шеванезов запрещали мужчинам стричь волосы. И длинные светлые локоны Сат-Ока стали для фашистов развлечением. Они наматывали их на руки и рвали с кровью. Пока соседи по камере не наточили ложки и побрили его наголо. Сам он это сделать не имел право. А через пару месяцев Сат-Ока отправляют в один из самых страшных концлагерей — Освенцим.
По дороге юноше и его новым друзьям удалось бежать из вагона в Борковицкие леса. Так Сат-Ок стал партизаном и бойцом Армии Крайовой. Но к огнестрельному оружию он так и не привык. В лесу Длинное Перо сделал себе лук и воевал с фашистами с его помощью. Впрочем, его меткая стрельба очень помогала партизанам. Он бесшумно снимал часовых, открывая отряду дорогу для нападений.
А его излюбленным оружием стал короткий индейский нож, с ручкой, покрытой мехом.
Дальше его реальная и официальная судьба несколько отличаются.
Во всех книжных биографиях рассказывается, что после освобождения Польши советскими войсками он стал бойцом польского народного войска и был направлен в военно-морской флот. А после демобилизации Суплатович остался в Польше и его судьба сложилась благополучно. Он получил техническое образование, работал механиком на торговом флоте.
Ну, а матери Сат-Ока, той, о которой в племени шеванезов уже сложены легенды, Станиславе Суплатович, обосновавшейся в Кельцах, правительство Народной Польши определило пожизненную пенсию за политическую деятельность в 1905 году.
Сат-Ок так и остался индейцем. Во время своих заокеанских плаваний он всеми силами пытался узнать, что стало с его отцом и племенем. Так он узнал, что его старший брат Танто погиб во время одной из вооруженных стычек с белыми еще в 1947 году, были убиты сестра Тинагет, и ее муж и друг детства Станислава — вождь могавков Дана Игла. Сестра была активной участницей индейского женского движения. Она была убита и сожжена в машине в окрестностях Монреаля. Трое детей остались сиротами. А отец до 90 лет продолжал водить племя, кочуя в окрестностях Медвежьего озера.
Параллельно с океанскими походами Суплатович стал записывать истории из своего детства, которые то и дело всплывали в памяти. Так постепенно он стал известным в Польше, а потом и в других странах писателем. Не раз приезжал и в Россию.
Предисловие к его первому советскому изданию Земли соленых скал написал Лев Кассиль, восхищавшийся судьбой и силой духа польского индейца .
Все это так. Но перед тем, как все действительно наладилось, Сат-Оку, а теперь Станиславу Суплатовичу, пришлось еще раз попасть теперь уже в советские лагеря за службу в Армии Крайовой.
Но это не последняя нестыковка. Во многих статьях упоминается, что его мать погибла в Освенциме. А кому же тогда платили пенсию до середины 60-х годов прошлого века?
Есть и еще один странный эпизод. Сам же Суплатович рассказывал, что его брат погиб в бою в 1947 году. Но в 1958 году, как описано в статье в центральной российской газете, он приплыл в Канаду на сухогрузе Болеслав Храбрый , где встретился с братом Танто.
В статье подробно описывается их встреча. А потом они идут по улице и из проезжающей машины обоих обстреливают. Танто убивают, а Сат-Ок получает сквозное ранение в грудь.
— Это скинхеды, — тихо сказала пожилая чернокожая женщина. — Бритоголовые Я их узнала . Потом прибегают моряки, спасают Сат-Ока и отвозят его сначала в больницу, а потом на корабль, поскольку на берегу ему продолжает грозить опасность.
История красивая, но мало похожая на правду и отдающая политическим заказом. Суплатович действительно был очень уважаемым индеанистом, которого хорошо знали во всем мире.
Но сами же индеанисты утверждают, что его биография — хорошо выдуманная история. А в книгах очень много нестыковок, на которые нередко обращали внимание специалисты.
Например, хотя Сат-Ок довольно подробно описывает быт племени шони (шеванезов), упоминаемые им слова языка шони ( мокве — медведь, вабассо — кролик и др.) относятся к соседним алгонкинским языкам, тогда как в современном шони вместо них используются другие слова.
Индеанисты утверждают, что вся биография Суплатовича — хорошо продуманная мистификация, которая всех устраивала.
Сат-Ок чистокровный поляк, родился в Польше под Сандомиром. Скорее всего, в юности был увлечённым индеанистом, а во время Второй Мировой нетрудно было выдать себя за кого угодно. Напридумывать сказочную биографию и пересказать ее польским партизанам, вряд ли представляющим о чем идет речь, подготовленному человеку тоже было легко.
Когда начали выходить книги с ошибками: историческими, этнографическими, лингвистическими с польскими индеанистами у Сат-Ока стали появляться проблемы. По мере развития движения и приобретенных знаний, несуразицы из его книг и рассказов стали вылезать одна за другой.
А последней каплей стало то, что Сат-Ок выдал себя за прямого потомка действительно великого индейского вождя Текумзе. Документально подтверждено, что оба сына Текумсе погибли у Ва-па-ку-не-та.
Станислава Суплатович (1881–1963), — жительница города Кельце, член партии Социал-демократия Королевства Полького и Литвы (СДКПиЛ) – наиболее правильной с большевистской точки зрения социалистической партии Польши, – сослана около 1906 г. на Чукотку (поселок Св. Лаврентия), откуда бежала в Америку. Персональная пенсионерка, ум. в 1963 г.
Маршрут ее побега, изложенный в 70-е годы в наштх книгах, по меньшей мере выглядит странно. Планируя добраться до Калифорнии, она движется в сторону реки Маккензи с помощью индейцев-тлинкитов — что тоже нонсенс! Маршрут: А дальше начинает петлять по рекам, накрутив лишние полторы тысячи километров.
В 1938–1939 гг. — Станислав Суплатович находится в интернате при Радомском монастыре, а потом работает на местном почтамте. В 1940 г. его арестовывает гестапо. Через год он совершает побег и оказывается в партизанском отряде капитана Лёньки до недавнего времени подполковника в отставке С. Ф. Лесниковского, жившего после войны в Житомире. В отряде Суплатович был до 1944 года. Его там прозвали Казак . Имеет несколько польских боевых наград, включая медаль Войска Польского, Крест Армии Крайовой и другие. Затем шесть лет служил в польском ВМФ.
В том, что Суплатович воевал, сомнений не было ни у кого.
Его заслуги и просветительская деятельность Суплатовича были так велики, что разоблачать его мистификацию (если она действительно была) не стали. Он так и остался одним из самых уважаемых индеанистов страны и жил с любимой собакой и множеством кошек, которых собирал по всему городу.
www.sat-okh.art.pl/las.html
В прошлом, 2010 году американский публицист и журналист Стивен Глантц, лично знавший Сат-Ока и его боевых товарищей по партизанскому отряду - Рихарда Выховски и Барбару Зелт, партизана и курьера — написал книгу Как герой, возвращающийся домой. Повесть, основанная на подлинной истории Сат-Ока, шауни Черной Реки . Глантц утверждает на основе американских архивов, что Сат-Ок родился на берегу реки Макензи в индейском типи и был сыном вождя клана Совы Леоо-Карко-Око-Маа (по другим источникам Высокого Орла и польки Станиславы Суплатович. Именно в этой книге утверждается, что Высокий Орел был сыном вождя Черное Копыто, который в свою очередь являлся внуком легендарного Текумзе (1768-1813 гг.), духовного и военного лидера, пытавшегося объединить индейские народы и создать независимое индейское государство. Мистификации продолжаются?
Топ-10 побед белорусского оружия
Страница 1 из 2
23 февраля в Беларуси отмечают День защитника Отечества — праздник, который к воинской славе белорусов имеет достаточно отдаленное отношение. «Салідарнасць» предлагает вниманию читателей собственный топ-10 сражений, в которых наши соотечественники действительно проявили себя как настоящие защитники своей родины.
С 1922 года в Советском Союзе 23 февраля официально отмечали как «день рождения Красной Армии». По официальной версии, именно в этот день в 1918 году отряды Красной гвардии одержали свои первые победы под Псковом и Нарвой над регулярными войсками кайзеровской Германии. Позднее праздник был переименован в «День Советской Армии и Военно-Морского Флота», а после распада Союза эта дата стала считаться «Днем защитника Отечества».
Понятно, что 23 февраля для Беларуси – это лишь наследие советского прошлого и имеет к белорусской воинской славе опосредованное отношение.Отметим также забавное совпадение: именно 23 февраля 1944 года на оккупированной территории нашей страны была создана Белорусская краевая оборона — военизированные формирования, призванные как раз бороться с этой самой советской армией. Учитывая это обстоятельство, дань белорусов советскому празднику выглядит несколько двусмысленно. Между тем ни в коем случае не хотелось бы умалять воинскую доблесть наших предков, тем более что белорусам есть чем гордиться.
1. Битва на Синих водах (осень 1362 года)
Переоценить значение этой битвы, в которой войска Великого княжества Литовского под командованием князя Ольгерда разгромили объединенное войско трёх татарских князей, довольно сложно. Именно эта победа положила начало освобождению Восточной Европы от ордынского владычества еще задолго до Куликовской битвы. Благодаря грамотной тактике наши войска без видимых потерь смогли разбить непобедимую доселе татарскую конницу у реки Синие Воды — левого притока Южного Буга, которая позднее стала называться Синюхой.
«Историческое значение этой битвы трудно переоценить, -- пишет альманах «Деды». – Ордынцы впервые потерпели столь сокрушительное поражение. Земли в междуречье Дона и Днепра вышли из их подчинения. Киев татары оставили без боя…»
Битва на Синих водах стала куда более славной и значимой, чем случившееся много лет спустя сражение на Куликовом поле, которое многие историки вообще считают «чисто ордынской разборкой».
Как отмечают «Деды», через два года после Куликовской битвы хан Тохтамыш сжег Москву и привел отношения Золотой Орды с Московским государством в прежнее состояние. Только спустя 98 лет, после знаменитого «стояния на Угре» в 1480 году, Московия добилась фактической независимости.
2. Грюнвальдская битва (15 июля 1410 года)
Победа в Грюнвальдской битве – одна из самых славных страниц в белорусской военной истории. 15 июля 1410 года объединенные силы Королевства польского и Великого княжества Литовского под командованием князя Витовта разгромили силы Тевтонского ордена, тем самым положив конец более чем двухсотлетней войне.
Именно вклад наших предков оказался решающим в Грюнвальдской (или, как ее еще называют, Танненбергской) битве. Благодаря тактике ложного отступления кавалерия ВКЛ смогла заманить противника в ловушку, где он полностью был разбит. Около трети тевтонской армии полегло на поле боя, было убито практически все руководство Ордена, значительное число рыцарей попало в плен.
Огромное влияние Грюнвальдская битва оказала и на формирование белорусской нации. Историки пишут, что на битву шли полочане, витебчане, гродненцы, могилевчане, а с битвы – белорусы. По данным в войске ВКЛ было 28 полков с ныне белорусских земель, 4 с литовских и 8 украинских полков. 35 из 40 хоругвей шли под знаменем “Пагоня”.
Рыцари-крестоносцы в этом сражении не только получили отпор — их военная мощь была подорвана на многие годы. Тевтонцы фактически вынуждены были перейти к пассивной обороне, и через 56 лет Орден прекратил свое существование.
3. Битва под Оршей (8 сентября 1514 года)
Победа в этом сражении является самой крупной в белорусской ратной истории. 8 сентября 1514 года 30-тысячная армия ВКЛ под началом гетмана Константина Острожского разгромила втрое большее по численности войско Московского княжества. Даже в одном из российских (!) исторических справочников Оршанская битва отнесена к ста наиболее великим сражениям европейской истории.
Битва под Оршей решила судьбу независимости Великого княжества Литовского и на многие десятилетия остановила российскую экспансию на наши земли. Важность для нас этого сражения еще и в том, что прочие крупные победы белорусы, как правило, одерживали при поддержке армий других государств, а успех 1514 года – целиком и полностью на счету наших предков. Кроме того, благодаря изображению этой битвы неизвестным художником, сделанному несколькими годами позже, мы смогли узнать о бело-красно-белых цветах флага конницы Великого княжества.
4. Битва при Чашниках (26 января 1564 год)
Еще одна битва, которая сорвала планы московской Руси в посягательстве на независимость нашего государства. По удивительному стечению обстоятельств произошло это тоже недалеко от Орши, близ города Чашники (Витебская область). 26 января 1564 года 6-тысячное войско ВКЛ под командованием воеводы Николая Радзивила разбило 18-тысячную рать Московского государства, тем самым сорвав замысел Ивана Грозного совершить поход на Литовские земли, который он планировал «под шумок» Ливонской войны.
Битва продолжалась несколько часов, и закончилась полным разгромом русской армии. Командующий царским войском Петр Шуйский был убит, обоз с орудием и вооружением, которые везли для новобранцев Смоленска, оказались в руках воинов ВКЛ. Кампания 1564 года была сорвана.
5. Битва при Клушине (4 июля 1610 года)
Доставить неудобство своим восточным соседям белорусы смогли и в 1610 году около деревни Клушино (Смоленская область). Причем победа в этом сражении армии Речи Посполитой привела к тому, что Московская держава на некоторое время вообще лишилась государственности.
После сражения остатки русской армии разбежались, и она фактически перестала существовать. А ведь еще накануне битвы московские войска под командованием брата царя Дмитрия Шуйского, Андрея Галицына, Данилы Межецкого и Якоба Делагарди праздновали свою победу, даже не сомневаясь, что армия в 35 тысяч человек быстро расправится с 6800 «поляками» (естественно, в войско Речи Посполитой входили и белорусы). Ночь провели в попойке, причём Делагарди обещал одарить пленного гетмана Жолкевского, который командовал войском противника, собольей шубой в память о том, что сам Жолкевский, взяв ранее в плен Делагарди, подарил ему рысью.
Удар застал собутыльников врасплох. Да и наемники из числа шведов, французов и англичан, которым задержали жалование, не оказали должного рвения в бою и взбунтовались. Русские бежали, а чтобы хоть как-то задержать поляков, Шуйский велел разбросать по лагерю меха и драгоценности, включая награбленное из ризницы Троице-Сергиевой лавры.
Поражение русских в этом битве привело к тому, что в Москве был свергнут Василий Шуйский и образована Семибоярщина, которая, в страхе перед Лжедмитрием II присягнула королевичу Владиславу и впустила в Москву Жолкевского. Так, пусть и не надолго, Москва оказалось под властью Речи Посполитой.